Национальный менталитет

Автор: Пётр Осипов

Источник: журнал Управление сбытом № 12 2009г

О РУССКОЙ СКРОМНОСТИ, ЖАР_ПТИЦАХ И ПЕЛЕНАНИИ ДЕТЕЙ

_Национальный менталитет — это тот культурный контекст, в котором мы росли, воспитывались и живем сегодня. Это то, что значительно повлияло на формирование мышления каждого из нас. А значит, и на те решения, которые мы принимаем каждый день. В данной статье я бы хотел проанализировать наш национальный менталитет с точки зрения его эффективности.

Пётр Осипов_

Лучше понять свое поведение, найти в нем места, которые можно улучшить, более осознанно принимать решения относительно себя и других людей в нашем культурном контексте — в этом я вижу цель данной статьи.

Для начала давайте разберемся, что же такое национальный менталитет и из чего он состоит? Национальная психология, национальный характер, национальный менталитет — понятия схожие, и в своей статье я буду рассматривать их как синонимы. Из определений, которые дают ученые, мне нравится следующее: «Национальный менталитет — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и их образ».

Национальный менталитет состоит из двух уровней. Первый — генетический. Это то, с чем мы родились и изменить не можем. Множество исследователей сходятся во мнении, что генетической особенностью русского национального менталитета является правополушарное мышление. А значит, мышление творческое, чувственное, иррациональное.

Около шестидесяти тысяч слов и выражений только литературного языка свидетельствует о богатстве, необходимом нам для выражения чрезвычайно сложного, объемного, художественного мировидения. Доминирование невербальных средств передачи информации в живом общении русских — жестов, мимики, пауз, сильное интонирование речи — выдают тот же правополушарный тип. Изменить генетику мы не можем, но можем к ней приспособиться. Чтобы быть эффективным, этот хаос творчества необходимо загонять в рамки рациональной дисциплины.

Второй уровень национального менталитета — приобретенный. То, с чем мы не родились и изменить можем. Это то, как на нас влияло наше воспитание, окружающая среда. Чем раньше в нас был заложен определенный тип поведения, тем сложнее его изменить. О том, как это сделать, мы поговорим в завершение статьи.

Как же мы можем определить особенности нашего национального менталитета? По мнению многих исследователей, русское этническое самосознание основывается на таких концептах, как духовность, смирение, страдание, особый путь. Русский человек склонен к апатии, поискам виноватого в его личных неудачах и ожиданию внезапного будущего благоденствия. Определений много. И действительно, тема национального менталитета большая, объемная и многоплановая.

Лао Цзы говорит: «Для того чтобы понять большое, надо разделить его на малое. Тогда мы сможем этот предмет изучить, понять и, в случае необходимости, изменить». Я бы разделил наш национальный менталитет на три главные составляющие, которые мне кажутся ключевыми с точки зрения эффективности, и проанализировал бы именно их:

  • стратегия избегания как мотивация;
  • скромность;
  • стремление к халяве.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И МОТИВАЦИЯ

Первая особенность национального менталитета — стратегия избегания как мотиватор поступков.

Один руководитель рассказывает: «Взяли нового сотрудника в отдел продаж. Я не понимаю! Я все ему дал для работы, замотивировал, показал перспективы, а работа не идет, хотя и отношусь к нему как к человеку. Начинаю «мочить» — начинает работать».

Растерянность руководителя можно понять. Он считает, что сотрудником движет то же, что и им, а именно — достижение цели. Это же в большинстве случаев не так. Существует две стратегии: стратегия достижения и стратегия избегания. И большинство людей придерживаются как раз второй.

Двое молодых людей работают в одной компании. Один работает, чтобы его не уволили. Другой — чтобы его повысили. Кто из них достигает цели? Оба. Оба достигают цели. Действительно, первого не увольняют, а второго повышают. Но согласитесь, какие разные результаты.

А в основе этих результатов — две разные мотивации, две разные жизненные стратегии. Человек достижения сам формирует события в жизни. Человек избегания склонен реагировать на внешние сигналы.

Идет по улице человек. На улице светит солнце, и у него хорошее настроение. Но вот на улице пошел дождь, и ему стало грустно. Второму — что солнце, что дождь — все хорошее настроение. Первым управляет жизнь. Второй управляет своей жизнью. Неудивительно, что вторые становятся руководителями, а первые — исполнителями.

ПЕРВЫМ УПРАВЛЯЕТ ЖИЗНЬ.

ВТОРОЙ УПРАВЛЯЕТ

СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ.

За этим простым примером стоит сложная система мотивации человека. Психологи утверждают, что два базовых человеческих инстинкта являются наиболее мощными мотиваторами поступков: сексуальный инстинкт и инстинкт самосохранения. Причем сексуальный инстинкт понимается шире, чем просто стремление к половому акту. Это стремление расширить зону своего влияния на большее количество людей.

В каждом человеке сосуществуют два этих инстинкта. Но лишь один из них доминирует. Психологи утверждают, что у лидеров превалирует сексуальный инстинкт, стремление к расширению влияния, доминированию. Это формирует стратегию достижения. Мотиватором же большинства людей является инстинкт самосохранения. Не трогают — мне хорошо. Бьют, толкают, пинают — надо переместиться туда, где не трогают.

Люди достижения сами ставят себе цели и достигают их. Исполнителям же цели ставят, и они, как правило, работают на достижение чужих целей. Потому то мы и видим, что такие люди быстро устают, с утра без кофе прийти в себя не могут. Конечно, их надо пинать. Это и не удивительно, ведь они работают не на себя.

Почему же так происходит? Почему такое поведение характерно именно для нашей страны? Обратимся к исследованиям ученых.

До середины XX века не было человека, который бы получил Нобелевскую премию за исследованияв области психологии. Но один ученый все же смог это сделать. Им стал британский антрополог Джеффри Горер. А исследовал он не что иное, как загадочную русскую душу. Как и многие другие исследователи, Горер замечал, что русский человек склонен к тому, что мы рассмотрели как стратегию избегания. Он хотел понять, почему же так происходит? Горер открыл, что причина русского национального менталитета кроется, как это ни удивительно, в способе пеленания младенцев.

Исследователь полагал, что для русского народа характерна традиция плотно пеленать и укутывать младенцев, начиная с их появления на свет. Физиологическая поза новорожденных — согнутые ручки и ножки. При тугом пеленании их выпрямляют, что дискомфортно для малыша. И как бы ребенок ни бился и ни старался освободиться, ему это не удастся.

Допустим, ребенок хочет пососать свой пальчик. Но его сдерживает пеленка. Как бы он ни старался, у него не получится. Именно этот фактор, по мнению Горера, формирует стратегию на всю жизнь. Как ни старайся, своего не добьешься. Жесткое пеленание формирует психологию подчинения, стратегию избегания. Именно поэтому психологи предлагают отказаться от традиции ради благой задачи — воспитания свободолюбивой, независимой личности.

Заметим, что в западной культуре принято одевать младенцев как взрослых сразу после рождения. К великой радости производителей детской одежды. Также на Западе распространено так называемое свободное пеленание, когда младенца кладут в своего рода конверт, наподобие спального мешка, в котором младенец может свободно шевелить ручками и ножками.

Однако тугое пеленание — это не исключительно русское ноу-хау. В самой Америке детей некоторых американских индейцев туго пеленали. Современные психологи считают предположения индейцев верными: тугое пеленание приучает к подчинению, дисциплине, подавляет волю. Оно формирует хороших исполнителей, но плохих лидеров.

Конечно, пеленание на Руси было вызвано не столько воспитательными мотивами, сколько экономическими. Одежда для новорожденного — это роскошь, а пеленка ему будет впору даже в полгода. И в том, что детей туго пеленали, историки тоже видят экономические причины: бедные матери были очень заняты и не могли подходить сто раз к ребенку, чтобы его укрыть.

Как утверждал Горер, дети в России лишь непродолжительное время пребывают вне пеленочного плена, а именно — в момент купания и игр. Долгое время пассивности и кратковременная активность формирует особенность русского характера: долго терпеть, находиться в апатичном состоянии и потом сделать мощный кратковременный рывок.

Думаю, что этим же можно объяснить нашу привычку делать все в последний момент. Когда я читал исследование Горера, вспомнились слова, которые говорил мне мой отец: «У тебя ведь как. Ты сначала долго ждешь, а потом в последний момент с криками «Вперед, вставай на баррикады!» решаешь все проблемы».

Сегодня меньше матерей прибегают к тугому пеленанию. Но даже если этот фактор становится менее значимым, традиция стратегии избегания передается. В основном через моделирование — копирование поведения сначала родителей, потом окружающих людей на стадии формирования личности. Национальный менталитет — феномен инертный. Изменить его можно только осознанно подходя к собственному поведению.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И СКРОМНОСТЬ

Вторая особенность, которую бы мне хотелось выделить в контексте российского национального менталитета, — это скромность. Как уже говорилось, исследователи характеризуют русского человека как смиренного. Достоинство это или недостаток?

Всем нравятся люди, которые не выпячивают свои достоинства. Те же, кто кичится своим умом, деньгами, успехами, вызывают скорее отторжение. Скромность — прекрасное качество. Оно украшает человека. Или мешает человеку достигать успехов?

Рассмотрим на примере сказок. Устное творчество, которое передавалось из поколения в поколение, можно называть выражением народного мировоззрения. Возраст многих сказок измеряется тысячелетиями. И каждая сказка — это метафора, несущая определенную философию поведения.

Колобок — одна из традиционных русских народных сказок. Какой смысл мы можем из нее извлечь? Испекла бабушка колобок, он уходит из дома в поисках непонятно чего. Встречая зверей на своем пути, он хвастается своей ловкостью и в конечном итоге становится жертвой насилия. Смысл понятен: осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. Но ведь можно объяснить и иначе. Идти, искать нечто новое — плохо. Не выделяйся, а то не поздоровится.

К слову сказать, объяснение смысла сказок со временем подвергается серьезным изменениям. Что касается сказки про колобка, то в ней предки передавали информацию о… Луне. Оказывается, в старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая «Луна» становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от Колобка-Луны осталась одна горбушка. «Гам!» — и она исчезла…

Вернемся к скромности. Для нашего менталитета в целом выделяться, достигать есть нечто негативное. Образу симпатичного скромного человека противопоставляется карьерист, высокомерный выскочка. Из-за этого создается неадекватный образ лидера и лидерства как такового.

Негативное восприятие лидерства и достижения формируется на первых этапах социализации человека, когда он начинает много общаться со своими сверстниками, а именно — в школе и детских летних лагерях.

Я не был в детских лагерях. Но однажды лет в тринадцать приехал к своему другу, и мне так понравилось, что, скрываясь от администрации, я остался там жить на неделю. Итак, представьте, вечер у костра. Сидим в кругу, человек 30. Хорошо, спокойно. Все завороженно смотрят на огонь. И тут встают двое местных активистов и начинают всех тормошить. Ребята, ну что вы такие невеселые?! Давайте вместе песню споем. Ну же! Что же вы какие неактивные! Давайте сыграем в игру! Нам всем становится неудобно за этих двух «лидеров-активистов». Кто-то вздыхает, кто-то опускает глаза. В глазах людей читается: «Господи, ну садитесь уже».

А рядом стоят двое вожатых и переговариваются: «Вот ребятамолодцы, настоящие лидеры».

После этого никто из сидячих в кругу лидером быть не хотел. Но какие же они лидеры, если не смогли повести за собой, а только вызвали чувство неудобства за свое «активное» поведение?

Чем же так раздражают люди подобного поведения? Они выставляют свои достоинства напоказ. Тем самым намекая, что другие хуже. В данном случае так называемые лидеры демонстрируют свою «инициативность».

Директор Таллинской школы менеджеров Владимир Тарасов говорит: «Кто ходит по рынку с полным кошельком, выставленным напоказ? Никто не ходит. А может человек ходить с таким кошельком? Может. В одном случае: если он деньги из кошелька раздает».

ВАЖНО БЫТЬ СКРОМНЫМ

ОТ СИЛЫ, А НЕ ОТ СЛАБОСТИ

Быть скромным нужно. Но быть им от силы, а не от слабости. Опытный боксер ходит по улице смирно. Он не угрожает прохожим, пытаясь доказать свое мастерство. Потому что ему ничего не нужно доказывать. Доказывает лишь неуверенный в себе.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И ХАЛЯВА. ХАЛЯВА, СЭР!

Разберем третий параметр национального менталитета, а именно — стремление к халяве.

Для этого давайте еще раз обратимся к сказкам, на этот раз к истории «По щучьему велению, по моему хотению». Напомню, Емеля был увальнем, работать не любил.

Кое-как сестры посылают его до колодца за водой, где он ловит щуку, исполняющую желания. Весь дальнейший сюжет сказки строится на том, что Емеля, сидя на печи, получает все, что хочет.

Казалось бы, логичным концом сказки было бы осознание, что щук в жизни не бывает, а все зависит от тебя. Но Емеле жизнь не преподносит суровый урок за его лень. Сказка кончается самым причудливым (лично для меня) образом.

Приходит Царь к Емеле: «А помнишь дурачка Емелю? Как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю».

Царь сильно испугался, стал прощенья просить: «Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!» Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».

Какой образ мышления формирует эта сказка? Иллюзию того, что есть некая щука, которая придет и даст тебе все, что ты хочешь. Это, в свою очередь, ведет к тому, что человек перекладывает ответственность с себя на внешние обстоятельства.

Это бы я хотел выделить как вторую особенность нашего национального менталитета — ожидание жар-птицы, щуки и прочей мистики. Вера в чудо формирует неадекватную картину мира и мешает человеку добиваться успеха. Зато помогает объяснить, почему не получилось. Халява — это стремление брать. Причем бесплатно.

ЧУДО ПРЕВРАЩАЕТ ЧЕЛОВЕКА ИЗ СУБЪЕКТА В ОБЪЕКТ ЖИЗНИ

Недавно с одним знакомым руководителем случайно оказались в магазине «Путь к себе». Сидим, пьем вкусный чай. Вокруг эзотерическая обстановка. Книги, хироманты, гадалки гадают на картах таро. Решили попробовать, что это такое. Поинтересовались, какие вообще люди задают вопросы. Оказалось, что со времени наступления кризиса самым популярным вопросом был следующий: «Уволят меня в этом году или не уволят?». Нас это удивило. Вместо того чтобы бесплатно спросить у начальника, люди оплачивают недешевый сеанс у гадалки. 10 минут стоят 1500 рублей! Надеются на чудо. А чудо — это халява. Или стремление получить нечто, не прилагая собственных усилий. Парадокс, но люди готовы платить большие деньги за халяву.

У халявы есть еще одна особенность: она достается моментально. Фриц Перлз, знаменитый гештальтерапевт, называет этот феномен отсутствием фрустрации и считает чрезвычайно вредным для развития человека. Представим себе сына богатых родителей, которые любят и заботятся о своем ребенке. Но понимают это по-своему. Потребности ребенка удовлетворяются быстрее, чем появляются. Что происходит с человеком, если его кормят, когда он еще не голоден?

  1. Он жиреет.
  2. Он не получает удовольствия, потому что не проголодался.

    Полезным же для развития человека Перлз называет временную фрустрацию. У меня чего-то не было, я приложил усилия, у меня это появилось. Психологи рекомендуют развивать это понимание у детей с самого раннего возраста. А для этого необходимо создавать ребенку проблемы. Маленькие и логичные, которые он сможет, прилагая собственные усилия, разрешить и получить удовольствие от результата. Это формирует уже другую жизненную стратегию: все зависит от меня.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И ХАМСКОЕОБРАЩЕНИЕ. СИНДРОМ ХРАНИТЕЛЯ КЛЮЧЕЙ

Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки — сверху вниз. И только свиньи смотрят на нас как на равных.

Уинстон Черчиль

Хочу поговорить с вами о третьей черте национального менталитета, которая встречается в сфере услуг.

Особенно в столице.

Начну с истории, которую мне рассказала знакомая. Заходят они с подругой в достаточно дорогой отдел женской одежды. Там никого, кроме консультанта. «Она начинает ходить за мной по пятам, как будто я что-то украду. Я говорю подруге, что мне неприятно, и хочу уйти:

— Пойдем отсюда…

— Тебе не все равно, как на тебя смотрят?

— Нет. Что это за обслуживание, если мне на физическом уровне хочется как можно быстрее отсюда выйти?!»

Выглядели обе девушки вполне презентабельно. Да это и неважно. В данном случае консультант играла не свою социальную роль. Она выступила в роли оценивающего, или главного. Неумение различать социальные роли вредит бизнесу. И вредит самому человеку.

Я назвал это синдромом хранителя ключей. В школе у нас была вахтерша, которую никто не любил. Чтобы взять ключ, надо было унизиться, упрашивать, объяснять. Синдром хранителя ключей — это стремление, используя ресурсы собственного статуса, поднять свою значимость. В школе нам деваться было некуда, приходилось просить, а вот клиенту, как правило, есть куда. Хотя степень распространения делает плохое обслуживание скорее правилом, чем исключением, от которого, кажется, никуда не скрыться.

Недавно ко мне приезжал друг, региональный бизнес-тренер известной компании. У нас было несколько свободных вечеров, которые мы проводили за ужином в дорогих кафе и ресторанах в центре Москвы. Нас ждал удивительный парадокс. Чем дороже было кафе, тем с большим осознанием собственной значимости смотрели на нас люди, которые должны были нас обслуживать.

Кстати, знаю немало людей, которые приехав из Европы, перестают оставлять на чай в Москве и реагировать на томные взгляды официантов.

Хорошее обслуживание — это редкость, но, к счастью, все же встречается. И это всегда приятно. Причем чаще всего в сфере либо дешевых, либо очень дорогих услуг. Один знакомый бизнесмен пришел в салон Lamborghini со своим сыном. В дачной одежде, с пакетом, из которого торчал лук. Консультанты с огромным вниманием отнеслись и к нему, и особенно к его сыну. С молодым человеком разговаривали как со статусным клиентом.

Возможно ли, чтобы хорошее обслуживание встречалось не только в салоне Lamborghini, но и стало в нашей стране правилом, а не исключением? Можно ли изменить систему?

ЧЕЛОВЕК И СИСТЕМА: КТО СИЛЬНЕЕ?

«Человек сильнее системы», — говорит Владимир Тарасов. Да, человек не может изменить систему, это бесполезно. Но он может изменить себя и мир вокруг себя. Человечество в целом обречено, но для каждого отдельного человека надежда есть, по мнению Эрика Берна, высказанному в книге «Игры, в которые играют люди».

Иногда кажется, что хамское обращение не вытравить из нашего обслуживания. Хочется развернуться и сказать: «Черт с ними, только себе нервы портить». Некоторое время назад я так и считал. Но потом заметил, что люди высокого статуса не боятся открыто говорить о своих претензиях и отстаивают свои интересы. И меняют отношение к себе.

КАК МЕНЯТЬ СЕБЯ?

Мы с вами разобрали некоторые особенности национального менталитета. Поговорили о том, что для российского менталитета характерна стратегия избегания, ожидание чуда (в лице жар-птицы, щуки, золотой рыбки и прочих представителей волшебной фауны) и непонимание социальных ролей. Так что же делать со всем этим?

Можно ли изменить черты мышления, наработанные годами? Мое личное убеждение — да. Но для этого необходима самодисциплина. Психологи говорят, что 98% нашего поведения обусловлено привычками. То есть тем, что мы делаем на автомате. Внедрить плохую привычку — это всегда пожалуйста. Изменить плохую привычку на хорошую сложно, но можно.

Приучить себя ложиться и вставать в одно время. Регулярно заниматься спортом. Приходить на встречи вовремя. Чистить ботинки с вечера, а не перед выходом. Наконец, мыть посуду после еды, а не до. Есть разные мнения на то, сколько формируется привычка: от 21 дней до 3 месяцев. Здесь имеется одно главное правило: меняйте постепенно. Если вы решили поменять в себе все и сразу, скорее всего, через несколько дней перегруза организм просто откажется играть по новым правилам. Поэтому нужно уподобиться улитке, которая ползет на гору Фудзи: делать по чуть-чуть. Получать результат и брать новое маленькое задание. Идти по ступенькам, а не прыгать через пролеты. Выберите для себя один параметр и начните менять. И меняйте себя на здоровье, а вместе с собой и окружающих вас людей.

« Назад к списку всех Статей